Статьи и новости

Описание метода «Работа с привязанностями»

Описание метода «Работа с привязанностями» написано для профессиональных психологов. В прочем, современные клиенты бывают весьма хорошо  знакомы с терминологией. Популярные публикации о методе, разборы случаев — можно найти в разделе «Статьи и заметки» под рубрикой «Работа с привязанностями»

Название методики: РАБОТА С ПРИВЯЗАННОСТЯМИ

Автор методики: Пономаренко Елена Ивановна, психолог, г. Новороссийск, авторское свидетельство №6 выдано 07.12.2011 г. Комитетом профессионального признания и наград Профессиональной психотерапевтической лиги.

1. Определение.

Методика «Работа с привязанностями» представляет собой технологию формирования глубинных изменений в социальном атоме клиента через визуализацию ценностей и эмоционального фона взаимоотношений посредством материализации метафоры «привязанность» в виде нитей и манипуляций с ними.

Теоретической базой терапии привязанностей является теория отношений В.Н.Мясищева, теория социального атома Д. Морено и транзактный анализ.

2. Сущность методики.

В ходе работы клиент сначала выстраивает из нитей реально существующую на этот момент картину взаимоотношений с окружающими и миром, а затем переустраивает ее до адекватной настоящему моменту жизни клиента. Вся работа происходит в рамках мифа клиента, его ресурсами и в соответствии с его потребностями. Основной и главной задачей консультанта является сопровождение клиента (эффект заинтересованного присутствия, отзеркаливание) и обеспечение психологической безопасности процесса.

3. Теоретические и методологические аспекты.

В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

Психодрама, созданная Якобом Леви Морено (J. L. Могепо) — это обширный набор идей и техник, эффективных при самых разных формах индивидуальной и групповой работы и в настоящее время широко использующихся в различных направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследованиях.

«Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны». Этим определением Морено подкрепляет исходную посылку своих исследований и рассуждений — человеческое бытие изначально является со-человеческим

Социальный атом включает в себя:

Объем знакомств, не имеющих личного значения для индивида;

Внутреннее и внешнее ядро отношений, окружающих индивида:

— внутреннее ядро: лица, с которыми поддерживаются отношения;

— внешнее ядро: лица, с которыми хотелось бы иметь отношения.

Визуализация структуры социального атома, как она видится клиенту, и возможность свободного выражения эмоций позволяет клиенту прояснить ситуации в целом, но и, что не менее важно, углубить понимание клиентом принципов конструкции социального атома и при необходимости их преобразовать.

В результате творческого подхода к переустройству собственного отношения к окружающим, клиент приобретает навык личной ответственности и активного осознанного формирования личного отношения к окружающей действительности.

4. Используемые модальности психотерапии.

Терапию привязанностей можно определить как синтетическую методику, основанную На принципах транзактного анализа, арт-терапии и психодрамы. В ней, как и в психодраме, клиенту дается задание, которое он должен выполнить спонтанно. Кроме того, как и классическая психодрама, она имеет три фазы: 1) разогрев, где используются простые игры по правилам, 2) действие, в котором возможен, но не обязателен катарсис, 3) обсуждение. Терапевтический договор, стратегия работы и обратная связь строится в соответствии с договором, стратегией работы и обратной связью в транзактном анализе. Интерпретация рисунков и выбираемых клиентом материалов строится по алгоритмам, аналогичным арт-терапевтическим. Методика клиент центрированная и вдохновлена роджеровским отношением к клиенту.

5. Основные отличия от родственных методов.

Терапия привязанностей внешне весьма напоминает расстановки по Хелингеру. Однако, если в расстановках в качестве олицетворения персонажей привлекаются участники группы, то в терапии привязанностей для того же используются предметы обстановки.

Так же, можно провести параллель с символдрамой, где свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему называется мотивом и является классической основой метода. Многие мотивы имеют широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенная связь между мотивом и внутренней проблематикой, а также актуальной жизненной ситуацией. Терапия привязанностей — своего рода противоположность символдрамы, т.к. образы переносятся из пространства воображения в материальное, внешнее пространство, где клиент производит их видоизменение.

6. Показания, условия и противопоказания к применению методики

6.1. Показания

1. Напряжение вследствие противоречивых внутренних стремлений или в результате конфликта с ближайшим окружением (во внутреннем ядре).

2. Повторяющиеся сценарные паттерны — стереотипные ситуации, реакции окружающих и т.п.

3. Утрата близких; деструктивные отношения; страх одиночества; сложности с эмоциональным расставанием другого рода.

4. Потребность в пересмотре взаимоотношений с окружающими; формы социализации (самопозиционирования).

5. Эффект «эмоционального сгорания», хронической усталости.

6.2. Условия эффективности методики

1. Достаточный интеллект клиента (средний или высокий), развитое воображение и готовность к эксперименту.

2, Возрастные рамки от 15 до 50 лет. Верхняя граница условна.

6.3. Противопоказания

Расстройства пограничного и психотического круга, а также органически обусловленные нарушения социальной адаптации.

Резюмируя выше сказанное, важно отметить следующее:

1 — метод терапии привязанностей позволяет проработать с клиентом его базовые ценности и модели социального позиционирования, эмоциональную составляющую и стиль отношений с окружающими, планирование ближайшего будущего и отношение к прошлому. Причем все перечисленное можно делать как по отдельности, так и в общем, выбирая различные вариации, запрашиваемые клиентом;

2 — метод относится к разряду краткосрочной терапии, может использоваться повторно с тем же клиентом как для продолжения развития изменений, так и в рамках самодиагностики;

3 — данный метод может использоваться в качестве одного из способов функциональной психодиагностики и коррекции в различных направлениях психологического консультирования и психотерапии, таких как:

— арт-терапия — особо интересен, на мой взгляд, выбор цвета и фактуры материала, вид узлов;

— транзактный анализ — для определения преимущественного типа транзакций с теми или иными людьми;

— телесно-ориентированная психотерапия — предполагается наличие связи между расположением визуализированной ценности и наличием там же соматического дискомфорта у клиента;

— коучинг — при рассмотрении информационных потоков и проработке структуры команды,

7. Основные используемые труды

1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама ЯЛ. Морено, Пер. с нем./Общ. ред. Е. В. Лопухиной и А, Б. Холмогоровой- М.; Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 21-22 38-58, 112-117.

2. Морено Дж. Театр спонтанности/Пер. с англ. Красноярск: Изд-во Фонда ментального здоровья, 1993. 126 с.

3 Роджерс К. О групповой психотерапии/Пер. с англ.М.: Гиль-Эстель, 1993. 225 с.

4. Мотепо J.L. Sосiоmеtгу, Ехреrimеntаl аnd thе Sсiеnсе оf sосiеtу.

Аn Аррrоасh to а Nеw  Роlitiсаl Оrientаtiоп. Веасоn (NY) Веасоn Ноusе, 1951.

5. Лаврова Н.М., Лавров В.В, Функциональный ресурс семьи// Психотерапия. 2007‚- М? 1‚- с. 34-41

6 Лаврова Н.М., Лавров В.В. Функциональный ресурс организации и принципы командообразования//Психотерапия. 2008,- М? 11.- с.52-55

7. Мясищев В. Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948.

8. Мясищев В. Н. Психические функции и отношения // Уч. зап. ЛГУ. Л., 1949. № 119.

Ваш комментарий