Статьи и новости

Привязанности — это

Привязанности — это интереснейший феномен. Он повсеместно охватывает не только человеческие жизни, но и животный мир. При этом остается крайне мало изученным с практической стороны. Значительно больше практических методов работы с эмоциями, памятью, вниманием… Вот какие определения Привязанности есть на сегодняшний день. 

Оксфордский словарь по психологии

Обычно употребляется для обозначения умеренной формы любви

Словарь практического психолога

Чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-либо или чему-либо.

Психология развития, методы исследования

Эмоциональная связь между младенцем и заботящимся о нем лицом, формирующаяся в период младенчества.

Социальная психология групп

Позитивные эмоциональные связи между людьми. Уровень подсознательной потребности в привязанности отражается в стремлении присоединяться к различным группам.

Психология и культура/глоссарий

Привязанности — это особая связь, которая устанавливается между младенцем и его родителями или воспитателями. Качество этой связи оказывает влияние в течение всей нашей жизни на отношения с возлюбленными.

Оксфордский справочник по классической медицине

Привязанности (в психологии) развитие первых близких отношений в жизни ребенка, чаще всего с матерью. Эти отношения способствуют уменьшению его тревог в различных ситуациях и являются основой для дальнейшего развития отношений с другими людьми.

Тысяча состояний души. Краткий психолого- филологический словарь

Эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и его матерью или тем, кто заботится о нем. Первая связь младенца обычно характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными узами. (Психология развития. 9-е издание/глоссарий)
в основе семантики лежат образы физической привязанности; ср. плющ, обвивающий дуб как символ преданности и дружбы; ср. выражения: Их связывает какая-то ниточка, духовная связь, быть в одной связке с кем-л.) – чувство душевной близости, сочетающейся с симпатией, уважением, любовью, доверием и преданностью к кому-л. Проявляется в стремлении быть с объектом, нежелании разлуки с ним.
Отрешитесь от вашей несчастной привязанности к той, кто может лишь жалеть вас (В. Гете, Страдания юного Вертера).
Она [Лиза] колебалась, пока сама себя не понимала; но после того свидания, после того поцелуя – она уже колебаться не могла; она знала, что любит, – и полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь (И. Тургенев, Дворянское гнездо).
Ср. преданность, верность.

Психология от А до Я: Словарь-справочник

Привязанности — это гесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения. Термин чаще используется для обозначения тесной эмоциональной связи между ребенком и матерью. В ранних объяснениях феномена привязанности мать рассматривалась как вторичный положительный стимул, а пища — как первичный положительный стимул (см. Подкрепление). В более поздних объяснениях акцентируется важность физического контакта в развитии уз привязанности. Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Черпая вдохновение из идей теории импринтинга (запечатления), Боулби полагал. что младенцы, которые остаются рядом с матерью, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке. В работе Мэри Эйнсуорт с использованием теста на незнакомую ситуацию определяется несколько видов привязанности (см. Тест на незнакомую ситуацию).

Оксфордский толковый словарь по психологии

1. Вообще – эмоциональная привязанность, эмоциональная связь между людьми. Обычно подразумевается, что этот вид эмоциональной связи вызван зависимостью; люди ожидают друг от друга эмоционального удовлетворения.

2. В психологии развития – эмоциональная связь, установившаяся между младенцем и одним или несколькими взрослыми, таким образом, что младенец: (а) стремится к ним, особенно в неприятных, бедственных ситуациях; (б) не боится их, особенно на той стадии, когда посторонние вызывают беспокойство; (в) сильно восприимчив к проявляемой ими заботе и (г) проявляет беспокойство при разлучении с ними. См. поведение привязанности.

3. Тенденция части младенцев устанавливать один из видов связи, описанных в значении 2. Различение значений 2 и 3 необходимо, потому что некоторые авторы рассматривают привязанность как врожденный потенциал, в то время как другие видят в ней определенную модель поведения и не задумываются о генотипических основах.

Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Привязанности — это понятие, разработанное в рамках неопсихоаналитической трактовки отношений ребенка с матерью. П. — это поведение, характерное для раннего детства. Оно выражается в том, что маленькие дети ищут физического контакта с другими людьми (обычно близкими взрослыми) или стараются держаться поблизости. П. носит избирательный характер. Изучению такой формы поведения посвящена обширная литература, в которой рассматривается, как развивается это поведение, при каких условиях оно протекает, какие взрослые служат его объектом. Исследуются причины возникновения П., индивидуальные различия в ее проявлениях, а также факторы, определяющие эти различия. Прослеживается сходство между привязанностью у ребенка и детенышей животных. Термин «П.», исходно предложенный для описания поведения детей раннего возраста, в настоящее время получил широкое распространение и более общее значение. Он употребляется для описания поведения детей и взрослых, направленного на поддержание или восстановление близкого эмоционального контакта с другим человеком. Н.Н.Авдеева

Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

1. вообще – эмоциональная связь между людьми, порождающая взаимные ожидания эмоционального удовлетворения;

2. в психологии развития – эмоциональная связь между детьми и родителями (другими взрослыми). Проявления привязанности у детей к заботящимся о них взрослым людям характеризуют следующие основные признаки. Дети: а) не боятся взрослых; б) сильно восприимчивы к заботе со стороны взрослых; в) у ребенка легко появляется тревога в ситуации разлуки с последними. Кроме того, у детей, привязанных к взрослым, формируются адекватные интересы и увлечения, как бы вторичные привязанности к просоциальным объектам и занятиям. Принято считать, что человеческая привязанность развивается на основе врожденной потребности в эмоциональной близости. Способность формировать привязанности сохраняется у детей, в основном, до 3-4 лет, после чего она ослабевает или утрачивается. Так, у детей из неблагополучных семей, если дети до этого возраста не попали в хорошие руки, возникает реактивное расстройство привязанности, чреватое в будущем серьезными нарушениями поведения. На основе детских привязанностей у взрослых формируются другие эмоциональные связи, например, отношения товарищества, дружбы, любви;

3. устойчивый стиль мышления, чувства и поведения в ситуации межличностного взаимодействия. Различают привязанности маленьких детей и «взрослые» привязанности со свойственными им стилями. Последние разделяют на а) стиль избегания (неуверенный) — стремление избегать взаимодействия и близости; б) уверенный стиль – стремление к взаимодействию и близости; в) противоречивый стиль (сопротивляющийся) – одновременно поиск и избегание взаимодействия и близости;

4. умеренная любовь;

5. чувство близости, склонности, тяготения, основанное на симпатии, преданности, любви к кому- или чему-либо;

6. тот, кто (то, что) является предметом чьей-либо симпатии, влечения, склонности.

Ваш комментарий